Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня пятница, 17 ноября, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Шахтинцы - Герои Советского союза
Шахтинцы - Герои Советского союза

Капустников Николай Ильич Капустников Николай Ильич
Капустников Николай Ильич

Николай Ильич Капустников, родился 21 июня 1922 в поселке Нижняя Любовша ныне Верховского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. В 5 лет остался без отца, трудно им приходилось с матерью. После переезда в наш город жили на улице Садовой дом 12-в квартира 40. Чтобы помочь маме, рано пошел работать на Шахтинскую мебельную фабрику, в свободное время ходил в аэроклуб.

В 1941 призван в Красную Армию и направлен в летную школу. Окончил Ульяновское военно-авиационное училище летчиков в 1943.

С ноября 1943 лейтенант Капустников на фронтах Великой Отечественной войны, в составе 637-го штурмового авиаполка (227-я штурмовая авиадивизия, 2-я воздушная армия). Летал на штурмовике Ил-2, который называли в войсках «летающий танк»..

Первое боевое крещение получил в небе Правобережной Украины в ноябре 1943 года. Противник сосредоточил крупные силы для удара по Киеву. Шестерке «ильюшиных» была поставлена задача атаковать скопления фашистских танков и пехоты в районе Мирятино. Над целью вокруг самолетов появились пухлые облачка разрывов. Снизившись до бреющего полета Колесников обстрелял зенитное орудие из пушки. Сделав еще несколько заходов, летчик пушечным огнем заставил замолчать и две другие зенитки, на четвертую сбросил бомбы. Затем вместе с товарищами обрушился на вражеские танки. Группа уничтожила четыре гитлеровских танка и восемь автомашин.

Штурмовикам приходилось по три-четыре раза в день наносить удары по отходящим гитлеровским войскам. Капустников отличался смелостью и решительностью в боях, умением летать в сложных метеоусловиях. С каждым днем боевой счет его личных побед увеличивался.

...В новогодний праздник 1944 года погода была нелетной. Снегопад закрыл небо. Звено Капустникова появилось над занятым гитлеровцами Трояновом внезапно. Фашисты не ожидали налета и не подготовились к отражению атаки. Их зенитки молчали. Штурмовики дважды беспрепятственно «проутюжили» расположение противника. Николай подбил два вражеских танка. На третьем заходе немцы открыли по смельчакам сильный огонь. Под самолетом Капустникова взорвался снаряд. Машина поврежденная осколками стала непослушной, дотянуть смогли только до нейтральной полосы. Под жестким обстрелом летчик и стрелок исправили повреждение и самолет снова поднялся в воздух. За этот боевой вылет Капустников был награжден орденом Красного Знамени.

В Корсунь-Шевченковской операции летчики его эскадрильи наносили штурмовые удары в сумеречное время, когда противник не ожидал удара. 12 февраля 1944 года Капустников и его боевые друзья уничтожили 8 танков, 40 автомашин, и рассеяли до батальона фашистской пехоты.

Вылетал Николай и на «свободную охоту» в тыл противника, обнаруживал вражеские объекты и наносил бомбовые удары. Не уклонялся он и от воздушных схваток, хотя штурмовики и не предназначены для этого.

30 июля 1944 г. вновь был сформирован 4-й Украинский фронт. Фронт имел задачу: завершить освобождение Западной Украины, в дальнейшем захватить перевалы через Карпаты и выйти на Среднедунайскую равнину. В состав фронта вошла 8-я воздушная армия. В ней и продолжил войну Капустников (637-ой штурмового авиаполк, 227-я штурмовая авиадивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус (командир генерал-лейтенант авиации В.В.Нанейшвили)).

В период подготовки Восточно-Карпатской операции штурмовая авиация наносила удары по войскам противника, нарушала его железнодорожные перевозки. Подготовка к операции была закончена к 26 августа. По плану боевых действий 227-я штурмовой дивизия поддерживала наступление войск 1-й гвардейской и 18-ой армии.

Наступление 4-го Украинского фронта началось 9 сентября. Осенние дожди и частые густые туманы затрудняли полеты, но едва прекращался дождь или рассеивался туман, над позициями противника появлялись наши самолеты. Преодолевая все трудности, летчики активно поддерживали наступление наземных войск, подавляли огневые точки и живую силу гитлеровцев. Ответственные и сложные задачи приходилось решать в ходе операции штурмовой авиации. В горных условиях часто возникала необходимость наносить удары с воздуха по малоразмерным целям в передовой полосе, так как применение танков, артиллерии и минометов было затруднено. Горный рельеф ограничивал маневр групп самолетов и требовал от экипажей расчетливого выбора направления захода на цель, ввода и вывода из пикирования. Всё это заставляло штурмовиков действовать мелкими группами, а по отдельным целям в узких ущельях и на извилистых дорогах - одиночными самолетами с увеличенными дистанциями между ними. Если принять танк или самоходное орудие с экипажем за условную единицу, то в среднем каждая группа штурмовиков в составе шести Ил-2 уничтожала по 2,6 таких единиц, расходуя при этом 621 кг бомб и 293 снаряда.

В октябре 1944 г. начались бои за Карпатские перевалы, в которых принимали активное участие штурмовики 227-й дивизии, поддерживая наступление 18-й армии. В районе Цисна напряженные многодневные бои развернулись за перевал Русский. Положение усложнялось тем, что погода стояла нелетная, но сразу, как только она улучшилась, на поле боя вызывались штурмовики, которые порой решали исход боев.

28 октября части 8-го штурмового корпуса перебазировались в Густу. В первых числах ноября войска 4-го Украинского фронта, преодолев Восточные Карпаты, развернули наступление на запад. Решая боевые задачи, 227-я штурмовая дивизия поддерживала 18-ю армию и 17-й стрелковый корпус. Наступление войск фронта в ноябре и декабре привело к освобождению значительной части Юго-Восточной Словакии. Полностью была очищена от гитлеровцев Закарпатская Украина.

Добрая слава шла по всему фронту о летчиках-штурмовиках 637-го полка старших лейтенантах А. С. Калашникове и Н. И. Капустникове. 11 ноября 1944 года командир полка Босенко писал в наградном листе:"За отличное выполнение 120 боевых вылетов, лично уничтоженную технику и живую силу противника: самолетов-2, эшелонов с боеприпасами-2, танков-31, автомашин-74,зенитных орудий и пулеметов-22, блиндажей-5, артиллерийских орудий-3, солдат иофицеров до 200 человек, складов с боеприпасами-3; за умелое руководство эскадрилбей и отсутствие потерь достоин...присвоения звания Героя Советского Союза.

26 ноября войска 4-го Украинского фронта освободили на территории Чехословакии более 60 населенных пунктов. В боях за овладение этими городами отличились летчики генерал-лейтенанта авиации В.В.Нанейшвили.

Война уже подходила к концу, но Капустникову не удалось дожить до Дня Победы. 2 апреля 1945 года, он повел свою эскадрилью на штурм вражеской обороны на подступах к Берлину. В кабину самолета попал снаряд и оборвал жизнь нашего героя.

Похоронен Капустников в населенном пункте Гладовица (Польша).

За мужество и отвагу 29 июня 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

За время боевых действий он награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, медалями.

 

Библиография

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.:Воениз. 1988

Отважные сыны Дона. Ростов, 1970

Подвиг во имя Родины. Куйбышев, 1984.

Они прославили Родину. Ростов, 1975.




Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город