Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня пятница, 17 ноября, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Шахтинцы - Герои Советского союза
Шахтинцы - Герои Советского союза

Кобзев Степан Петрович Кобзев Степан Петрович
Кобзев Степан Петрович

Степан Петрович Кобзев, родился 5 февраля 1915 года в селе Дегтевое ныне Задонского района Липецкой области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в нашем городе. Работал электрослесарем на шахте им. ХХ лет РККА. Окончил аэроклуб.

В Красную Армию призван Шахтинским райвоенкоматом в 1936 году, в том же году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов.

Участник советско-финской войны 1939-40 годов. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Воевал в ВВС Карельского фронта в 65-ом штурмовом авиационном полку (шап), летал на самолетах И-15 бис, И-153 (Чайка). Боевые действия полк начал 29 июня 1941 года нанося удары по танковым и механизированным колонам противника. В начале июля года полк вошел в состав ВВС 7-й армии.

Карельский фронт считался второстепенным. Однако Ставка возлагала и на него важные задачи, так как он вместе с Северным флотом обеспечивал северный фланг советско-германского фронта и прикрывал Мурманский порт и Кировскую железную дорогу, по которой осуществлялась связь Заполярья и Карелии со всей страной, а также Советского Союза с союзниками. Поэтому Ставка требовала любой ценой удержать Мурманск и Кировскую железную дорогу.

Самоотверженно сражались с врагом летчики 65-го шап. Личный состав полка во главе с командиром Героем Советского Союза подполковником В. И. Белоусовым представлял собой крепко спаянный боевой коллектив. В полку служили замечательные воздушные бойцы - М. П. Краснолуцкий, М. В. Салов, В. И. Саломатин, П. Я. Самохин, ставшие впоследствии Героями Советского Союза.

За восемь трудных месяцев войны (до марта 1942 г.) полк уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность летчиков, техников, авиаспециалистов полк в начале марта 1942 года был преобразован в 17-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

С марта по ноябрь 1942 года полк входил в состав ВВС 26-й армии.

Весной 1942 года военные действия в Заполярье и Карелии активизировались. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 27 марта командующему Карельским фронтом приказывалось подготовить и провести наступательные операции на Мурманском, Кандалакшском и Кестеньгском направлениях. ВВС неизменно участвовали во всех частных операциях наших наземных войск. Штурмовые авиационные части поддерживали сухопутные соединения непосредственно на поле боя, наносили самостоятельные удары по вражеским войскам и объектам. Чтобы парализовать деятельность неприятельской авиации, ВВС Карельского фронта весной и летом 1942 года провели ряд ударов по уничтожению авиации противника на аэродромах.

Летом 1942 года в полк прибыли новые штурмовики Ил-2, на которых летчики чувствовали себя «королями неба».

Несмотря на стабилизацию Карельского фронта в конце 1942 начале 1943 годов, в воздухе упорная борьба не прекратилась. В силу географических условий и общей военной обстановки на советско-германском фронте северные порты и Кировская железная дорога приобрели важное стратегическое значение. В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по Кировской железной дороге в различные районы Советского Союза. По этой же коммуникации главным образом шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота.

ВВС Карельского фронта, привлекавшиеся к обеспечению проводки караванов судов в Баренцевом море, в основном наносили бомбардировочно-штурмовые удары по вражеским аэродромам, ослабляя авиационную группировку противника и не давая ему возможности поднимать свои самолеты для действий по конвоям в море и по Мурманску, а также непосредственно прикрывали город и Кировскую железную дорогу.

Продолжала совершенствоваться и организационная структура ВВС. В соответствии с приказом НКО СССР от 10 ноября 1942 года ВВС Карельского фронта были переформированы в 7-ю воздушную армию. Командующим армией назначили генерал-майора авиации И. М. Соколова. ВВС 26-й армии, в которых воевал Кобзев, переформировались в 261-ю штурмовую авиационную дивизию. А 9 февраля 1943 года все однородные авиационные дивизии были реорганизованы в смешанные. С организацией воздушной армии создались гораздо лучшие условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно сказалось в дальнейших наступательных операциях 1944 года.

Штурмовая авиация 7-ой воздушной армии продолжала наносить систематические бомбардировочно-штурмовые удары по аэродромам противника. Больших успехов в борьбе с неприятельской авиацией на аэродромах добились летчики 17-го гвардейского штурмового авиаполка. Мужеством, героизмом и высоким боевым мастерством отличался командир эскадрильи майор С. П. Кобзев. В марте - апреле 1943 года он 16 раз водил эскадрилью на штурмовку вражеского аэродрома. Было выведено из строя более 30 фашистских самолетов, из которых 8 он уничтожил лично. Нередко Степану Петровичу приходилось сбивать фашистские самолеты и в воздухе. Однажды при подходе к аэродрому он увидел «Мессершмитт-109», идущий на взлет. Советский штурмовик атаковал его. Истребитель свалился на крыло и врезался в землю. В другом налете на аэродром взлетевший «Мессершмитт-109» пошел на самолет Кобзева в лобовую атаку. Но она оказалась для фашиста последней. Вскоре Степан Петрович поверг наземь еще один немецкий истребитель, производивший взлет для отражения налета советских штурмовиков. Меткие удары по врагу наносили также Н. Полушкин, Г. Васильев, С. И. Полыга, Н. А. Белый и другие летчики полка.

21 июня 1944 года с массированного бомбо-штурмового удара всей авиацией 7-й воздушной армии по укреплениям противника, его огневым точкам и живой силе на северном берегу реки Свирь началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция, которая продолжалась в течение лета и привела к поражению финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии, к выходу Финляндии из войны на стороне Германии и освобождению территории Советской Карелии.

В этих боях самое активное участие принимала 261-ая смешанная авиадивизия, которая была перебазирована с севера в район прорыва и за большие заслуги в обеспечении успеха наступательной операции ей было присвоено почетное наименование Свирской.

Гвардии майор Кобзев к середине октября 1944 совершил 317 боевых вылетов на штурмовку военных объектов, скоплений войск противника, нанес ему большой урон.

За героизм и мужество, проявленные в боях, 2 ноября 1944 года ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза (№4314).

Осенью 1944 года в результате Петсамо-Киркенесской наступательной операции боевые действия прекратились и в Заполярье, северное небо снова стало чистым. Но эта мирная тишина на северном фланге советско-германского фронта была завоевана в трудной и кровопролитной борьбе, которая длилась 40 месяцев.

После окончания войны Кобзев продолжил службу, в 1953 году он окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1958 года подполковник Кобзев - в запасе. Жил в городе Красногорск Московской области.

Умер 29 января 1998 года, похоронен в Москве на Пенягинском кладбище.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1 степени (дважды), Красной Звезды, медалями.

 

Библиография

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.:Воениз. 1988

Иноземцев И.Г. "Крылатые защитники Севера".

Иноземцев И.Г. "В небе Заполярья и Карелии".

Героям Родины-слава! Петрозаводск,1985.




Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город