Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня среда, 29 марта, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Шахтинцы - Герои Советского союза
Шахтинцы - Герои Советского союза

Мазуренко Алексей Ефимович Мазуренко Алексей Ефимович
Мазуренко Алексей Ефимович

Мазуренко Алексей Ефимович, родился 20 июня 1917 году в деревне Ленинка Устиновского района Кировоградской области в семье крестьянина. Украинец. В раннем детстве, с родителями переехал в город Шахты. По окончании 7 классов семилетней школы №7 Алеша Мазуренко решил стать путейцем трамвайного парка, позже работал электрослесарем на шахте. В перерывах между работой учился в планерной школе, а затем в шахтинском аэроклубе. Там понял свое призвание, подал заявление в летную школу. Его не приняли, — образования не хватало. Тогда он стал ждать призыва в армию. Как шахтера, его от военной службы освободили, но он все-таки упросил военкома.

В 1938 году был призван на военную службу и направлен в Ейское авиационное училище, которое готовило морских летчиков. В 1940 году, за полгода до войны он его успешно окончил.

Войну встретил в 57-ом бомбардировочном авиационном полку (бап) 8-ой бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Летал на бомбардировщике командиром экипажа, с первых дней войны участвует в налетах на порт Клайпеду и танковые колонны немцев. После значительных потер самолетов, 57-й бап отводится в тыл, оснащается штурмовиками ИЛ-2 и переименовывается в 57-штурмовой авиаполк. Мазуренко быстро овладел этой машиной и стал успешно применять её боевые возможности.

Весь 1942 год прошел в ожесточенных боях при обороне Ленинграда. Штурмовики полка Мазуренко участвовали в поддержке сухопутных войск, наносили удары по наступающим силам противника, вели борьбу против вражеских батарей, обстреливающих Ленинград, уничтожали вражеские конвои и корабли, наносили удары по морским портам. В июле 1942 года командир звена капитан Мазуренко А.Е. направлен на курсы усовершенствования. После окончания учебы получает назначение в инспекцию ВВС ВМФ. Он бывал теперь и на Севере, и на Черноморском флоте, и на Балтике. За первый год войны он научился мастерски летать, тактически умело вести бой. Теперь он учил своему искусству молодых летчиков. Он летал вместе с ними на боевые задания и своим примером, на практике убеждал их в правильности тех или других тактических приемов борьбы с врагом. Наглядным пособием нередко служили фашистские корабли. Так, на Севере Мазуренко лично потопил два немецких транспорта и девять — совместно с группой молодых летчиков.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 750) Алексею Ефимовичу Мазуренко присвоено 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, героизм и отвагу.

В январе 1943 года его назначают командиром родного 57-го шап. Его полк особо отличается при прорыве блокады. Перед летчиками стояли сложные задачи. Мазуренко сутками не уходил со старта. По его команде штурмовики летали на боевые задания днем и ночью. На особо трудные задания вылетал сам командир, водил молодых летчиков на штурмовку.

После прорыва блокады немецкая авиация пыталась усилить свою активность, но эта попытка была сорвана. Приблизительно в марте 1943 года враг сосредоточил бомбардировочную дивизию на бывшем нашем аэродроме Котлы. Несмотря на поражения, понесенные под Москвой, Сталинградом и в других местах, очевидно, не все гитлеровские генералы потеряли свою самоуверенность и самонадеянность. Только этим можно объяснить легкомысленное сосредоточение более ста боевых тяжелых самолетов на одном аэродроме, почти как для парадного смотра.

Поплатились они за это самым жестоким образом. Смелым налетом наши штурмовики просто похоронили всю дивизию «юнкерсов». Целей было столько, что Карасев, Мазуренко, Степанян, принимавшие участие в этом ударе, не могли удержаться от повторных заходов в атаку. Направляя нос своего штурмовика на очередную вражескую машину, они видели в створе своих пушек, в прицеле и другие самолеты противника, выстроенные словно специально для расстрела. И не упускали такую цель.

Дым от горящих «юнкерсов» так плотно окутал небо, что можно было подумать — бомбят не аэродром, а нефтехранилище.

Бомбардировочная дивизия противника перестала существовать, не сделав ни одного вылета на Ленинград. Оставшиеся в живых летчики были отозваны в Германию и распределены по другим авиачастям.

Летом 1943 года происходит переформирование бригад в дивизии. Полк Мазуренко вливается в 9-ую штурмовую авиадивизию, вскоре в августе, за большие заслуги, 57-й шап преобразуется в 7-ой гвардейский штурмовой авиационный полк.

1943 год был годом коренного перелома в Великой Отечественной войне. В этом году войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Краснознаменного Балтийского флота взломали мощную, многополосную, сильно укрепленную оборону врага под Ленинградом и подготовили условия для проведения в последующем ряда стратегических наступательных операций на северо-западном направлении. С переходом войск Ленинградского фронта в решительное наступление устремились на запад авиация и корабли Краснознаменного Балтийского флота. В соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандования флот начал перебазирование сил и средств в западном направлении. «Море — наше поле боя» — стало боевым девизом балтийских летчиков.

В 1944 году грозой для кораблей и транспортов противника в Нарвском, а затем Кенигсбергском и Данцигском заливах был 7-й гшап, которым командовал Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Е. Мазуренко.

23 марта 1944 г. семерка штурмовиков во главе с А. Е. Мазуренко нанесла бомбо-штурмовой удар по судам противника в Нарвском заливе. В районе цели самолеты были встречены шквалом разрывов зенитных снарядов, огненные трассы тянулись к самолетам. Прорываясь сквозь плотный заградительный огонь, отважно штурмовали врага гвардейцы.

Совершил в этом бою бессмертный подвиг экипаж гвардии майора В. Н. Каштанкина направив свои горящий самолет в фашистский корабль. Фашистский сторожевик со всем экипажем пошел ко дну. Жестоко отомстили летчики врагу за гибель своих товарищей. Фашистский конвой в Нарвском заливе был разгромлен.

2650 боевых вылетов совершили летчики 7-го гшап в 1944-1945 гг. За образцовое выполнение заданий командования полк был награжден орденом Красного Знамени, а его командир гвардии подполковник А. Е. Мазуренко 5 ноября 1944 г. второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Последний бомбовый удар 8 мая 1945 г. он нанес по фашистским кораблям в районе острова Борнхольм. Два транспорта тогда были потоплены.

За годы Великой Отечественной войны Мазуренко прошел путь от пилота до командира полка. Многие тысячи километров налетал он на своем «ильюшине» над морскими просторами, над немецкими укреплениями. За период войны совершил 315 боевых вылетов, потопил 11 кораблей и судов лично и 20 в группе, а также уничтожил большое количество боевой техники на суше.

После Великой Отечественной войны, в 1949 году, генерал-майор авиации А.Е. Мазуренко окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы авиации ВМФ, а в 1952 году и авиационный факультет Военно-морской академии. Командовал частями, соединениями, работал в высших военно-учебных заведениях. С 1972 года — в запасе. Жил и работал в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге. С 1982 по 1997 год работал директором Дворца культуры милиции.

14 марта 2004 года сердце отважного лётчика морской авиации перестало биться на 87-м году жизни. Похоронен Алексей Ефимович Мазуренко на Никольском кладбище города Санкт-Петербурга.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Является Почетным гражданином Санкт-Петербурга.

Бронзовый бюст Героя установлен на родине.

 

Библиография

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.:Воениз. 1988

Раков В.И. «Крылья над морем».




Из книги Ракова В.И. «Крылья над морем»:

Одним из таких людей был Алексей Ефимович Мазуренко. Он окончил авиационное училище всего за полгода до войны, но, когда я пришел в штурмовую дивизию, Мазуренко уже командовал полком, был Героем Советского Союза. Потом, через многие годы, мои служебные пути снова сошлись с путями Алексея Ефимовича — генерала и дважды Героя. Мы вместе служили в Военно-морской академии. Разумеется, и сейчас мы часто вспоминаем штурмовую дивизию, где впервые встретились, хотя наша совместная служба там была непродолжительной.

Ко времени войны профессия летчика стала уже массовой, не требовавшей каких-то особых, исключительных качеств, но о Мазуренко все-таки надо сказать, что он был летчиком, как говорится, «милостью божьей».

А впрочем, на «милость божью» этот рабочий парень, донецкий шахтер, не рассчитывал никогда. Он своими силами прокладывал путь в небо. Путь этот начался в аэроклубе города Шахты. Алексей Мазуренко стал одним из первых его слушателей. Уже после двадцати пяти учебных полетов Мазуренко начал летать самостоятельно и понял: вот что ему нужно более всего в жизни!

Алексей Ефимович подал заявление в летную школу. Его не приняли, — образования не хватало. Тогда он стал ждать призыва в армию. Как шахтера, его от военной службы освободили, но он все-таки упросил военкома. И главное, добился, чтобы послали в авиацию. Мазуренко попал в Ейское училище, где готовили морских летчиков.

С самолетами он освоился удивительно легко. Годовую программу полетов закончил за несколько месяцев, задолго до срока. Но с теоретическими занятиями было труднее. Им Мазуренко отдавал и время, освободившееся от полетов, и выходные дни, и вечера. Училище он окончил безукоризненно, имея в своем послужном списке много благодарностей и ни одного взыскания.

Его служба началась на Балтике, в полку, где тогда были такие летчики, как Герой Советского Союза Токарев и будущие Герои, уже хорошо известные в авиации люди - Преображенский, Челноков. Понадобилось не так много времени, чтобы Мазуренко стал летать с ними, что называется, на равных. Но это произошло уже во время войны.

Сначала Мазуренко летал на бомбардировщике. Товарищи обратили внимание не только на точность его бомбовых ударов, но и на особую манеру летчика вступать в сражение, навязывать бой противнику, на поразительное упорство в борьбе.

Однажды бомбардировщики наносили удар по крупному скоплению танков. Зенитный обстрел и атаки истребителей противника во время боевых вылетов — вещь обычная, иногда их меньше, иногда больше. Иногда бывает особенно жарко. Так было и в тот раз. Несколько «мессершмиттов» напали на самолет молодого летчика. Да и зенитная артиллерия била сильно. Все же Мазуренко весь свой боезапас сбросил на вражеские танки. Когда он вернулся на аэродром, в его самолете насчитали тридцать четыре пробоины.

Вскоре после этого Мазуренко участвовал в операции балтийских летчиков, которые во взаимодействии с другими силами флота наносили удар по вражеским кораблям. Тринадцать кораблей пошли тогда на дно.

Штурмовик Ил-2

Полк, в котором служил Мазуренко, получил новые самолеты «ИЛ-2». Алексей Ефимович быстро овладел и этой боевой машиной, стал штурмовиком. На «ильюшиных» он совершил 279 боевых вылетов, уничтожил лично более десятка самолетов противника, потопил около двадцати кораблей и транспортов; около трех десятков было потоплено в групповых налетах, когда уже трудно определить, кто именно нанес решающий удар.

В дни суровой борьбы за Ленинград Мазуренко штурмовал танковые колонны и живую силу врага на многих участках Ленинградского фронта. Зимой 1942 года во время боев у Волхова он в паре с летчиком Карбуковым за один вылет уничтожил шесть танков и до десятка автомашин, набитых пехотой.

Как-то после успешной штурмовки штаба гитлеровцев Мазуренко попал под особенно яростный огонь. Зенитчики, видно, хотели отомстить ему, раз уж им не удалось предотвратить разгром командного пункта. Самолет вдруг встряхнуло так сильно, что летчик едва удержал его в горизонтальном полете. В крыле он увидел четыре широких пробоины.

Человек большой физической силы, Алексей Ефимович с величайшим напряжением вел почти неуправляемую машину, он перетянул самолет через линию фронта и благополучно посадил на своей территории.

Мне пришлось читать один из первых наградных листов Мазуренко. Там говорилось, что в боях против немецких захватчиков на подступах к Ленинграду только за 96 боевых вылетов он лично и в группе уничтожил и повредил 42 немецких танка, 195 автомашин, 7 полевых орудий, 95 зенитных орудий, 18 бронемашин, 42 грузоповозки, более 20 железнодорожных вагонов, 14 цистерн с горючим и сверх того множество солдат и офицеров противника.

Приведу и некоторые выдержки из дневника Алексея Ефимовича за 1942 год. Делаю это, разумеется, с его разрешения.

«26 января. Тройкой самолетов, вместе с Героями Советского Союза Челноковым и Степаняном, штурмовали немецкие войска. Обстреляли до 40 автомашин. Возвращаясь, встретили немецкий бомбардировщик. Навязали ему бой. После первой же нашей атаки "Ю-88" загорелся и упал в расположении наших войск.

23 марта. В паре с лейтенантом Карбуковым штурмовали немецкие войска. Уничтожили 450 солдат и офицеров, 4 танка, 5 автомашин...

28 марта. В паре со старшим лейтенантом Карбуковым штурмовали скопления войск: уничтожили 100 немцев, 2 танка, 5 автомашин, 2 больших фургона и 4 повозки с грузами...

28 мая. В составе пятерки, ведомой Героем Советского Союза Карасевым, нанесли удар по кораблям противника. Наблюдали прямые попадания в транспорт. Потопили два катера...

29 мая. Шел ведущим. Потоплен один немецкий тральщик. Поврежден немецкий транспорт. Видели на нем сильный пожар...

30 мая. Шел ведущим. Наблюдали прямые попадания в два немецких транспорта. Сбили немецкий самолет...

24 июня. 2 часа 40 минут. В предрассветных сумерках вышли на удар по военным объектам порта Котка, где у немцев военно-морская база. Уничтожили немецкий корабль. На складах от наших взрывов полыхали два огромных очага пожара. Взрывы на железнодорожной станции. Немцев обстреляли из пушек и пулеметов...»

Он уже был капитаном и командиром звена, когда в июле 1942 года его направили на курсы усовершенствования. Там он узнал, что ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После курсов Мазуренко назначили в инспекцию военно-воздушных сил Военно-Морского Флота. Он бывал и на Севере, и на Черном море, и на родной Балтике. Он должен был не только сам летать, но и прежде всего учить летать других, учить их бить врага. Даже во время инспектирования он участвовал в боевых вылетах. Так, на Севере Мазуренко провел показательные полеты и потопил два транспорта противника. Девять транспортов было потоплено совместно с группой молодых летчиков, которых он водил в бой.

В решающие дни снятия блокады Ленинграда Мазуренко был командиром своего родного полка. В машинах недостатка нет: когда ремонтируют поврежденный самолет, летчик не ждет, он летит на другом. Шли тяжелые воздушные бои. Алексею Ефимовичу было бы легче, если бы он мог всегда участвовать в них, но теперь на его ответственности полк — надо было готовить и учить молодежь. Многие ученики Мазуренко стали Героями Советского Союза.

Мазуренко Алексей Ефимович

Мазуренко получил немало наград, но никогда не кичился ими, не хвастал перед другими. Впрочем, один такой случай все же был. Расскажу, что я слышал об этом от него самого.

После награждения второй Золотой Звездой Алексей Ефимович получил отпуск и отправился в Кировоградскую область, на хутор, где он вырос. На станции Долинская сел на попутную подводу. Был Мазуренко в летной куртке без погон. Ни чина, ни звания не определишь — молодой военный. Вроде не солдат, но кто — не поймешь. Старик повозочный в пути затеял с ним беседу.

— Немца живого не приходилось видеть?

— Приходилось, — равнодушно ответил Алексей Ефимович.

— А ты что, вроде моряк?

— Да, моряк. Морской летчик.

— Летчик? — с недоверием переспросил старик. — Так что ж, может, приходилось немца и сбивать?

— Да, бывало.

— А награждать не наградили? — заинтересовался возница. Наверное, подумал: если не наградили — значит, врет парень, а наградили, так пусть покажет хоть какую-нибудь медаль.

— Немного было, — улыбнулся Алексей Ефимович.

Но «немного» старика, видимо, не интересовало. Вдруг он спросил:

— А Героя Советского Союза видел?

— Видел.

— Интересно бы на Звезду поглядеть, — мечтательно проговорил старик. — Говорят, золотая?

— А вот посмотри!..

Алексей Ефимович распахнул куртку, и старик увидел ордена, покрывавшие его грудь, и две Золотые Звезды. Что тут с ним творилось, словами не передать. Даже лошадь остановил. Все ахал, никак в себя прийти не мог.

Такие летчики, как Мазуренко, по справедливости считались золотым фондом не только дивизии, но и всего флота. Они прекрасно воевали и учили этому других. Благодаря им мы могли быстро вводить в строй молодежь, приводившую после ускоренной по военному времени учебы.




Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город