Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня пятница, 17 ноября, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Шахтинцы - Герои Советского союза
Шахтинцы - Герои Советского союза

Орлов Михаил Яковлевич Орлов Михаил Яковлевич
Орлов Михаил Яковлевич

Михаил Яковлевич Орлов, родился 21 мая 1916 года на хуторе Голубинка, ныне Белокалитвенского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский. Учился в нашем городе в средних школах №4 и №13. В 1936 году окончил Шахтинский горный техникум и работал на шахте имени Петровского.

В Красной Армии с 1937 года, службу начинал в Ростове. В 1940 окончил Харьковское военно-авиационное училище штурманов. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал штурманом на самолете Ли-2 в 336-ом полку дальней бомбардировочной авиации (ДБА).

С первых месяцев войны полк, базировавшийся в Подмосковье, наносил удары по наступающим силам противника в полосе Западного фронта. День за днем, ночью за ночью летал на бомбежкукапитан Орлов. Более 60 раз водил он воздушный корабль на вражеские объекты западнее Москвы.

В марте 1942 года ДБА была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД). Боевые задачи Авиации дальнего действия ставил лично Верховный главнокомандующий Сталин. Экипажи дальних бомбардировщиков принимали участие в Московской и Сталинградской битвах, в битве на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда, в Белорусской операции, в освобождении Крыма, в штурме Кенигсберга, в Берлинской операции. Самолеты АДД бомбили промышленные и политические центры Германии и ее сателлитов; осуществляли мощные удары по резервам и переднему краю противника в интересах всех фронтов в оборонительных боях, по переправам и железнодорожным узлам; участвовали во всех наступательных операциях фронтов, особенно при нанесении первого удара; выполняли транспортные перевозки грузов для нужд фронтов; доставляли вооружение, продукты, медикаменты в партизанские отряды…

Задачи для АДД часто менялись и по направлениям, и по характеру. Экипажи должны были обладать классной подготовкой, летая бомбить передний край обороны противника, где малейшая ошибка могла повлечь за собой падение бомб в расположение своих войск. А назавтра этот же экипаж отправлялся в глубокий тыл бомбить фашистское логово, а послезавтра он разыскивал где-то в лесах или болотах условные сигналы, выбрасывал спецгруппу или грузы и, возвратившись, на следующий день летел к партизанам. Большая нагрузка ложилась на штурманов экипажей, требовало от них больших навыков, способностей ориентироваться в любых погодных условиях, днем и ночью.

В 1942 году 336-ой полк, под командованием подполковника Д. М. Равич, в составе 53-ей авиадивизии АДД успешно выполнял боевые задания, по прежнему преимущественно в интересах Западного фронта. Из-за отсутствия военно-транспортной авиации экипажи 53-й авиадивизии занимались перевозкой грузов, сбрасывали боеприпасы и продовольствие оказавшейся в трудном положении группе войск Северо-Западного фронта, Калининского и Западного фронтов. Одновременно они разбрасывали над расположением противника агитационно-пропагандистские материалы, адресованные солдатам, унтер-офицерам и офицерам противника. Это были листовки, изданные Главным политическим управлением РККА.

В августе 1942 года 53-я авиадивизия включилась в боевые действия на сталинградском направлении. Она сыграла важную роль в Сталинградской битве, заслужившая вскоре почетное наименование Сталинградская. В те дни полк вел активную борьбу с транспортной авиацией врага, и участвовал в воздушной блокаде окруженной группировки гитлеровцев. Орлову давали добро на полет и в тех случаях, когда никого из полка в воздух не выпускали.

Ранее 53-я авиадивизия была транспортной, оснащена самолетами Ли-2, переоборудованными на заводе в бомбардировочный вариант. Острая нужда в бомбардировщиках заставила применять Ли-2 для выполнения боевых заданий. Они поднимали по четыре авиабомбы ФАБ-250. Прицел, вернее, визир, установленный на правом борту корабля, был очень неудобен для прицеливания. При работе с ним штурман испытывал немалые трудности. Естественно, и меткость бомбометания с самолетов Ли-2 была слабее, чем с боевых кораблей Ил-4, ТБ-3, Пе-8 и Ер-2. Но что делать, с этим приходилось мириться. Транспортные самолеты Ли-2, переоборудованные под бомбардировщики, все же увеличивали боевой состав ВВС. При хорошей видимости цели натренированные штурманы успешно выполняли бомбардировочные задачи.

Успехи авиационной промышленности, увеличившей выпуск новых самолетов Ил-4 и Ли-2 (бомбардировочный вариант) позволили создать в АДД новые авиакорпуса. 30 апреля 1943 года Государственный Комитет Обороны принял об этом постановление. 5З-я авиадивизия АДД вошла в состав 5-го авиакорпуса АДД генерала И.В. Георгиева, летала на тяжелых четырехмоторных ТБ-3 и на Ли-2.

В борьбе за господство в воздухе на Кубани и в Крыму группа АДД принимала самое активное участие, совершая ночные налеты на аэродромы врага, действуя по плану авиационного наступления ВВС южных фронтов.

5-му авиакорпусу АДД вместе с другими соединениями АДД и ночными бомбардировщиками фронтовой авиации выпала честь первыми начать второй этап Курской битвы. В ночь на 12 июля на орловском направлении немецкие опорные пункты бомбардировал 5-й авиакорпус АДД. Утром 12 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска Брянского и Западного фронта перешли в контрнаступление. За освобождение городов Орёл и Белгород, приказами народного комиссара обороны 5-му авиакорпусу АДД генерал-майора И. В. Георгиева было присвоено почетное наименование Орловского.

Широко известно, как своевременно и эффективно советская авиация оказала боевую поддержку героическим участникам Словацкого национального восстания. На кораблях 5-го авиакорпуса АДД генерала И. В. Георгиева в район восстания была переброшена одна из бригад 1-го Чехословацкого армейского корпуса генерала Л. Свободы. Наши экипажи доставляли на участки боевых действий крупные партии оружия, боеприпасов, медикаментов. Советские летчики постоянно помогали народам Польши, Болгарии и других стран, достойно выполняя свою благородную освободительную миссию, братский интернациональный долг. Экипаж Орлова садился на партизанском аэродроме «Три дуба» в Чехословакии.

По мере продвижения советских войск на запад столица фашистского рейха Берлин постепенно из цели дальней становилась целью ближней. Видоизменились и задачи АДД. Для более широкого использования АДД в предстоящих наступательных операциях, улучшения управления авиасоединениями и частями, более четкого взаимодействия с фронтовой авиацией постановлением Государственного Комитета Обороны от 6 декабря 1944 года авиация дальнего действия была преобразована в 18-ю воздушную армию с непосредственным подчинением ее командующему ВВС Красной Армии. И 18-я воздушная под командованием главного маршала авиации А. Е. Голованова активно участвовала в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и других завершающих операциях победного 1945 года. В завершающих операциях штурман авиаэскадрильи Орлов М.Я. выполнял разведку над Берлином, Будапештом и Веной.

Летал Орлов до самого Дня Победы.

На его счету около 408 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, на транспортировку грузов для передовых частей действующей армии и партизан.

За бомбардировки военных объектов в тылу врага, выполнение специальных заданий и проявленное при этом мужество, 15 мая 1946 ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 майор Орлов — в запасе. Жил в городе Черновцы. Умер — 16 мая 1968 года.

Награжден 2-я орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, а также медалями.

Его именем названа улица в нашем городе, на доме где он жил установлена мемориальная доска.

 

Библиография

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.:Воениз. 1988

Слободяник А. «Полеты,полеты...». / сб. Отважные сыны Дона, Ростов, 1970.

Скрипко Н.С. «По целям ближним и дальним».

Голованов А.Е. «Записки командующего АДД».

Кот А.Е. «На дальних маршрутах».

Черныш И. «Ночные бомбардировщики».

«К 100-летию со дня рождения Главного маршала авиации А.Е. Голованова». Советская Россия №102 5.08.2004.



Все материалы являются собственностью сайта SHAKHT.RU и их авторов.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения администрации сайта.
Использование материалов в сети Интернет разрешается только с указанием гиперссылки на сайт www.shakht.ru
Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город