Мы из Шахт!RU
Герб города Шахты
Шахты - это наш город Карта сайта Добавить SHAKHT.RU в Избранное
SHAKHT.RU - Информационый портал города Шахты SHAKHT.RU - Шахтинский информационный портал
Сегодня пятница, 28 июля, 2017 года  
Шахтинский информационный портал. город Шахты

Сайты города Шахты Сайты на Шахт.ru
LOVE.SHAKHT.RU - Знакомства на ШАХТ.RU

Поисковая система Шахт.ru










Реклама
Город Шахты :: Знаменитые горожане

Лазаренко Виталий Ефимович


Виталий Лазаренко

Родился 9 мая 1890 года в нашем городе (Александровск-Грушевский, Шахты) в семье шахтера с парамоновских рудников.

Мать занималась шитьем, обшивала местных модниц. Ребенок в семье был один, так что жили в относительном материальном достатке. Но когда Виталию исполнилось восемь лет, семью постигло горе: его отец трагически погиб в шахте. В то время в нашем городе, большинство жителей выбирали профессию шахтера, другого пути по существу и не было. Но восемь лет не тот возраст, когда можно опускаться в шахту. И мать вспомнила о своем брате - В. Калинине, который владел двухэтажной механической каруселью. Действовал при этой карусели также механический оркестрион. Калинин разъезжал со своим хозяйством по городам и поселкам Донбасса и, казалось, был вполне доволен своей жизнью. К нему и обратилась за советом Марфа Лазаренко. Тот знал племянника, видел, что мальчик крепкий, ловкий, смышленый и посоветовал сестре определить его в учение в цирк. Карусельщики, владельцы балаганов и маленьких цирков часто встречались друг с другом на ярмарках, знали, что называется, подноготную каждого. Калинин посоветовал определить племянника в цирк братьев Котликовых в Ростове. Он их знал как порядочных людей и хороших учителей.

Так и решили. Лазаренко переехали в Ростов, мать устроилась кухаркой в порту. Испытывая нужду, она согласилась отдать сына в ученики хозяину балаганного цирка с условием, чтобы тот кормил и одевал мальчика. Жалованья ученикам не платили, считалось, что они обязаны работать за то, что их обучают. Нелегко приходилось Виталию, ходил в обносках, жил впроголодь. Помимо 10-часовых ежедневных тренировок в его обязанности входило чистить картошку, ходить на базар за продуктами, убирать на конюшне и расклеивать афиши. Приходилось и посуду мыть, и маленьких детей качать, и керосиновые лампы-молнии заправлять, и в оркестре в барабан бить, и в хоре петь, и на так называемый раус, то есть балкон, стоя на котором зазывали в цирк, выходить. Летом он спал на арене, закутавшись в ковер.

Впрочем, испытания того стоили: за несколько месяцев Виталий выучился игре на музыкальных инструментах, акробатике, гимнастике и вольтижировке на лошадях.

Довольно скоро Лазаренко начал выступать как гимнаст на трапеции, по форме напоминающей лиру. Афиши его называли: малолетний Виталиас. Зимой, в дни Святок, проходила большая ярмарка, здесь же давал свои представления и цирк. Но в нем было так же холодно, как на улице. У Виталиаса руки примерзали к металлу трапеции, отдирались с болью. Однажды он упал с немалой высоты и расшибся. Когда мальчик очнулся, то первой мыслью его было: "Как хорошо, что я упал, теперь не придется браться за обжигающую трапецию, а там придет весна и лира потеплеет".

Потом, вместе с сыном директора Григорием (по афише Григорасом), Лазаренко создал акробатический номер, используя скользящую крышку стола. Такой стол назывался китайским, а артисты себя именовали братьями де Пари.

Трудно назвать цирковой жанр, в котором Лазаренко себя бы не пробовал, но особенно ему нравились акробатические прыжки, они ему хорошо давались. Ему пророчили будущее великого акробата. Способный ученик быстро становился настоящим мастером циркового дела.

Но в глубине души Виталий мечтал стать обычным рыжим клоуном. И лет с четырнадцати-пятнадцати Лазаренко начал выступать как клоун у ковра, соединяя словесные шутки с акробатическими трюками, прежде всего с каскадами, то есть падениями на спину, когда для страховки подставлялись локти.

Между тем срок ученичества подошел к концу. В 1906 году талантливого артиста пригласили в ростовский цирк М.А. Первиля. Здесь Виталий впервые увидел на арене мастера политической сатиры Анатолия Дурова и окончательно решил стать клоуном. Дуров охотно наставлял способного юношу. Он объяснял ему суть клоунады: "Врачевать общество, показывать людям их недостатки". И Виталий показывал, да столь успешно, что его не раз впоследствии за остроты высылали из губернских городов.

5 февраля 1908 года Лазаренко дебютировал в Юзовке (теперь - Донецк) в цирке Первиля.

В 1909 году Лазаренко перешел в еще больший цирк М.Н. Злобина, где он стал одним из лучших артистов. В этом году одна из газет, выходивших в Саратове, писала: "Следует отметить Лазаренко - это лучший клоун цирка Злобина".

В 1910 году его пригласил И.А. Никитин. Приглашение в цирк Никитина (на афише он значился братьев Никитиных) являлось событием не только для русских, но и иностранных артистов, а для молодежи в особенности. Братья Никитины начинали как уличные артисты, выступали по дворам и на площадях, под аккомпанемент шарманки, на которой играл их отец. А к середине 80-х годов XIX века они утвердились в качестве крупнейших цирковых предпринимателей не только в России, но, может быть, и во всей Европе. Особенно заметное место занял средний брат Иоаким Александрович. Цирк, который он построил в Москве, имел опускающийся манеж, который покрывали не опилки, а кокосовый ковер. На конюшне в этом цирке стояло до сотни лошадей.

То, что в этот цирк пригласили Лазаренко, служило доказательством его больших успехов. Лазаренко участвовал в открытии нового цирка Никитиных в Москве на Большой Садовой улице, состоявшемся в 1911 году. Едва его ангажировали в этот цирк, он тут же начал отпускать со сцены колкости в адрес, законодательной власти, московских полицейских. И вскоре после открытия цирка можно было прочесть в прессе: "Комические антре соло-клоуна Лазаренко в обоих представлениях показали, что это недюжинный комический клоун, способный своими трюками и монологами смешить публику до упаду...".

Акробатические прыжки были обязательными трюками его репертуара, и здесь уж Виталию не было равных. В 1910-м, посетив Ростов, на Сенной площади при большом скоплении народа он прыгнул через арбу, груженную сеном, сделав в воздухе сальто. Восхищенные зрители пронесли земляка на руках по улицам города.

Потом были сальто-мортале через другие препятствия: лошадей, извозчичьи пролетки, через два автомобиля. В 1914 году в синематографах показывали удивительные кадры, сопровождаемые титрами: "Рекордный прыжок через трех слонов. Единственный в мире исполнитель, донской казак Виталий Лазаренко". Он делал большой разбег, отталкивался от невысокой деревянной, обитой ковровой дорожкой горки, которую Лазаренко называл чемоданом. Пружинным трамплином в годы молодости Лазаренко не пользовались.

Что касалось его выступлений, то в них соединялись комические приемы и реплики с героическими монологами. Чем дальше, тем больше Лазаренко усиливал сатирическую сторону своих выступлений. Например, выступая в Оренбурге, он задавал вопрос: "Какая разница между часами и казаками?" и отвечал: "Во время еврейских погромов казаки стояли на часах, а после погромов часы оказались на казаках". За исполнение этой шутки в полиции его оштрафовали. Но на следующий день он, судя по полицейскому протоколу, высказал такие взгляды на русскую конституцию, что ему вовсе запретили выступать.

В 1911 году он назвал черносотенца и мракобеса иеромонаха Иллиодора помидором. А когда он определил Распутина как распутного, его арестовали, не дав при этом даже снять клоунский костюм. И снова последовал штраф за исполнение вещей, не разрешенных цензурой.

Проводил свои номера Лазаренко, не прибегая к подтекстам, паузам. Он резал, что называется, правду-матку. Его репертуар и исполнение отличались, как правило, откровенной публицистической направленностью. Обычно, читая монологи или ведя диалог со шпрехшталмейстером, Лазаренко почти бежал по кругу, вдоль барьера арены.

Но в иных случаях он прибегал к характерности. Так, очень любил изображать некоего украинца Стецко, деревенского парня, случайно попавшего в цирк. С арены он вступал в беседу со своим земляком на галерке и вел этот разговор убедительно и смешно.

Лазаренко имел всё больший и больший успех. В 1915 году он выступал в петроградском цирке «Модерн». Тогда же известное артистическое агентство Мартелли и Вальтер предлагало ему провести гастроли в Англии, Франции и Испании. Война помешала осуществить это предложение.

Лазаренко сыграл главные роли в кинофильмах: «Ночь, луна, он и она», «Любовь и касторка». У него появлялось все больше поклонников. Выдающийся писатель А.И. Куприн написал в его альбом: "Милый Лазаренко! Прыгай, остри, смейся, паясничай. Твой труд любит и чопорный партер, и шумная галерка. А больше всего любят дети. И черт побери того, кто твое искусство поставит ниже всякого другого. Оно вечно".

Октябрьская революция тоже явилась для Лазаренко неожиданностью. Ее он встретил в Туле, где выступал в цирке Горца. Но, узнав о случившемся, поспешил в Москву.

К тому времени определилась клоунская маска Лазаренко. Он играл веселого, молодого, философствующего босяка, относящегося к жизни иронически и даже немножко цинично. Одет был этот персонаж в черный, а иногда в клетчатый, сильно поношенный, явно с чужого плеча, сюртук, брюки ниспадали на ботинки гармошкой. На голове сплющенный цилиндр или шляпа-котелок. Лихо приподнятые брови придавали лицу артиста хитрое и насмешливое выражение, а красный кончик носа выдавал склонность к горячительным напиткам.

Вернувшись в Москву, Лазаренко начал выступать в цирке Никитина, тогда еще находящемся в частных руках. Скоро артист почувствовал, что его маска и репертуар явно не соответствуют происходящим вокруг событиям, что зрители в этот момент ждут от клоунады другого. Успех артиста явно падал. И тогда он решил во главе небольшого коллектива отправиться на фронт гражданской войны, чтобы там понять, почувствовать, что происходит в стране, какие требования к искусству предъявляет новая публика. В 1918 году санитарным поездом он поехал на фронт.

Выступали перед красноармейцами, представления шли на лужайках, на деревенских улицах. Лазаренко читал монологи и совершал сальто через санитарные повозки и солдатские кухни. Работая во фронтовых условиях, Лазаренко все яснее понимал, что старые формы клоунады себя изживают, что нужно искать новое.

Приехав в Москву, он начал выступать в военных частях, в рабочих клубах, часто окраинных. С транспортом было плохо, случалось добираться пешком к себе на Большую Садовую улицу из Дорогомилова, с Таганки, а то и из Сокольников и даже из Богородского. Уставал страшно, тем более что спать приходилось мало, днем работал над репертуаром и одновременно раздумывал над новой маской.


Сальто в исполнении Лазаренко

Артист все больше утверждался в том, что в новых условиях следует прежде всего обращаться к публицистике, к открытой агитационности. В эти годы Лазаренко подружился с Маяковским, который стал частым гостем в его гардеробной. Лазаренко попросил у поэта написать для него репертуар. До революции пользовалась известностью так называемая "Кадетская азбука". В ней каждая буква сопровождалась неприличными стихотворными строками. Маяковский использовал форму этой "Азбуки", но предложил новое содержание, теперь каждая буква соответствовала стихотворной политической репризе. Лазаренко поднимал над головой большие листы картона, на которых были броские карикатуры, которые также выполнил Маяковский, поворачивал их во все стороны, чтобы зрители, сидящие по кругу, их видели, и произносил соответствующий текст.

В 1920 году Маяковский написал для Лазаренко агитационное антре, которое назвал «Чемпионат всемирной классовой борьбы», премьера которого состоялась во II Московском цирке в ноябре того же года. Прежде чем написать это произведение, поэт много раз беседовал с артистом, просил, чтобы тот ему читал клоунские репризы, стремился понять, что именно имеет успех в цирке. В антре Лазаренко играл роль Арбитра и Революции, вступающей в схватку с Антантой - союзом буржуазных государств, стремившихся уничтожить Советскую Россию.

Уже в первые годы революции артист нашел новую форму подачи номеров - нужно было найти и новую маску, так как маска философствующего босяка не соответствовала новому репертуару. Лазаренко обратился к художникам.

Известный художник Б.Р. Эрдман создал для клоуна яркий и броский костюм. Двухцветным было все: пиджак, брюки, носки, туфли, шапочка-колпачок. Сняв пиджак, артист оставался в двухцветном комбинезоне, удобном для прыжков. Взбитый надо лбом чуб, высоко при помощи грима подтянутые брови - все это придавало облику Лазаренко необычайный и удивительно свежий вид. В ярких красках костюма, в задорности чуба ощущались молодой оптимизм, отход от цирковых штампов. В этом костюме Лазаренко выступал до конца своих дней, меняя в нем только цвета.

Начинал свой номер Лазаренко по-разному. Иногда стремительно выбегал из-за занавеса и начинал монолог, а иногда он выходил на ходулях или читал монолог, стоя на трапеции. Окончив чтение монолога, Лазаренко исполнял какое-нибудь антре, обычно имевшее злободневную направленность. Далее следовали злободневные шутки, еще одно антре, а венчали номер прыжки, сопровождаемые чтением коротких стихов, опять-таки имеющих злободневный характер.

Голос у Лазаренко был с хрипотцой, но громкий, хорошо поставленный, тогда ведь микрофонов не знали. Его слышали в самых дальних рядах. И стихи, и прозу он читал с каким-то придыханием, какое слышалось через каждые две-три строчки. Говорил громко, почти кричал. Манера его исполнения исходила от выступлений ораторов. Место Лазаренко выбирал такое, чтобы его видели все зрители, любил стоять, а чаще идти или даже бежать по цирковому барьеру. Выступление шло в стремительном темпе, случалось, что партнеры его просто не успевали отвечать на реплики.

В двадцатые и тридцатые годы Лазаренко продолжал активно работать, его известность росла, чему способствовала и реклама, которой он далеко не пренебрегал. Он еще только собирался в дорогу, а в городе, в который он направлялся, уже расклеивали телеграммы, извещавшие о его скором приезде. Сначала такие телеграммы сочинял Н.А. Адуев, потом В.И. Лебедев-Кумач. А когда гастроли заканчивались, и Лазаренко уже сидел в вагоне поезда, на улицах того города, из которого он уезжал, раздавали летучки (типа - спасибо за вниманье, я уезжаю, до свиданья. Виталий Лазаренко). Артист заказывал их за свой счет, и сам платил тем, кто их раздавал. Ему хотелось поблагодарить публику и еще раз напомнить о себе.

В самом начале двадцатых годов Лазаренко переживал, пусть недолгий, но острый творческий кризис. Но, к счастью, кризис продолжался недолго, уже в начале 1924 года Лазаренко читал новые монологи. В этом же году он снялся в фильме «Морозко».

В 1927 году вышла книжка И.А. Уразова «Шут и прыгун Виталий Лазаренко», она выдержала и второе издание. Это была первая на русском языке книжка, посвященная клоуну.

Не было ни одного значительного события, мимо которого прошел бы клоун. Его интересовало все - от политики, хозяйства и проблем искусства до рыночных цен и городского освещения. Целая галерея «героев» тех лет проходила перед зрителями в исполнении артиста.

Конец 20-х и начало 30-х годов были периодом наибольшего творческого расцвета артиста. Репертуар клоуна растет с каждым днем. В дневнике его записано свыше 320 реприз и 30 антре, и это далеко не полный список. Такого обширного запаса хватило бы больше чем на двадцать программ!

Когда в апреле 1928 года Лазаренко отмечал на арене Московского цирка юбилей - тридцатилетие служения цирку, вынесли большой ящик, и Лазаренко произнес монолог, после этого, крышка ящика откидывалась, и из ящика выпрыгивал сын Лазаренко, тоже Виталий. Сын жонглировал, ездил на одноколесном велосипеде, играл на ксилофоне и, конечно, как и его отец, исполнял сальто-мортале. Прибегал он и к словесным шуткам. Одет был Лазаренко-младший тоже в двухцветный костюм. Теперь отец с сыном выступали вместе. Их приветствовали крупнейшие мастера театра: И.С. Козловский, А.В. Нежданова, Ю.М. Юрьев и другие.

Великие режиссеры - В.Э. Мейерхольд и А.Я. Таиров высоко ценили талант артиста. Мейерхольд пригласил Лазаренко в руководимый им театр, предоставил роль одного из чертей в постановке спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского.

Кроме этого Лазаренко-старший с большим успехом сыграл роль Махно в пантомиме В.З. Масса «Махновщина», поставленной в 1929 году режиссерами В.Ж. Труцци и Э.Б. Краснянским. Лазаренко показывал наглость батьки, его напористость, жестокость, темперамент, умение овладевать вниманием тех, кто с ним воевал, заставить себе подчиниться. Он хорошо передавал колорит русско-украинской полублатной речи. Артист А. Ширай рассказывал, что душой всех репетиций становился Лазаренко: "Вокруг него всегда смеялись!"

Таким его и запомнили зрители.

Умер Лазаренко 18 мая 1939 года, не дожив до своего пятидесятилетия.

В истории русского цирка ему принадлежит особое место. Его имя, которое знала вся страна, печатали на афишах в красную строку самыми крупными буквами. Сам он называл себя шутом Его величества народа.

…Московское управление цирков вручило клоуну Виталию Лазаренко грамоту на звание «Первого Красного Народного Шута». В 1929 году стал Заслуженным артистом РСФСР, позже награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Он был влюблен в свою профессию. Это была какая-то высокая одержимость, убежденность в том, что клоун обязан отражать явления современности во всем их разнообразии. А между тем выдвинуться в цирковые премьеры, утвердиться в этом положении Лазаренко было более чем трудно.

Ему рукоплескали Париж, Стокгольм, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес. Его называли королем клоунов, его портретами пестрели газеты, его имя не сходило с афиш.

В своем родном городе Шахты Виталий Лазаренко побывал в последний раз в 1926 году.

Ныне имени этого человека, когда-то гремевшего на весь мир, не помнят даже старожилы цирка.


По материалам:

Энциклопедия «Мир цирка», т.1-«Клоуны».

Уразов И.А.«Шут и прыгун Виталий Лазаренко».

Дмитриев Ю.«Виталий Лазаренко», М.-Л.,1946.

Тимофеева Г. «Опальный клоун». Аргументы и факты на Дону, №4, 27.01.2004.




Город Шахты - шахтинский сайт
Реклама Шахт.ru Реклама г.Шахты


Знакомства в городе Шахты Знакомства SHAKHT.RU
Я:
Найти:
Возраст:
 -   лет




Погода в городе Шахты Погода в г.Шахты
ФОБОС: погода в г.Шахты


Получить код



 
Copyright © SHAKHT.RU
2004-2005
     Разработка и поддержка:  
 
        Шахты — это наш город